среда, 18 июля 2012 г.

Восхищение

Место: Киев, Украина
Как-то попались мне на глаза старые походные фотографии папиных друзей. Неожиданно они подтолкнули меня к размышлениям о том, что такое «восхищение», в чем его суть. Чем должен обладать встреченный человек, увиденный предмет или случившаяся ситуация, чтобы вызвать восхищение?

портрет альпинист Алтай portrait climber Altai

По обыкновению, начал со словаря: «Восхищение — ощущение сильнейшей радости, очарованности кем-либо или чем-либо»; «Восхищение — высшая степень удовлетворения, удовольствия от чего-л.; восторг».

Все это общепринятые определения. На деле же оказывается, что два человека, восхитившиеся одним и тем же предметом, ощущают различные переживания. К примеру, радость, которую они при этом испытывают, может быть тихой, ликующей, светлой, шумной или душевной или еще какой-то, о которой я даже не подозреваю. Более того, сила этой радости отличается: кому-то из них вполне может подуматься, что бывало и радостнее :) Да и восхищает людей, собственно говоря, не объект целиком, а отдельные его характеристики — цвет, форма, поведение, рельеф, мимика и т. д. — или даже его сочетание с окружающим миром.
То есть восхищение, как и любое другое чувство, индивидуально для каждого из нас. Как само переживание ощущается по-разному, так и его возбудителем могут служить не похожие, и даже абсолютно противоположные вещи.

* * *

Каждая из черно-белых фотографий похода на Алтай 30-летней давности меня завораживает и восхищает. Пусть каждая по-своему, но непременно вызывает во мне это «ощущение сильнейшей радости».

  • Меня вдохновляет качество этих фотографий — насколько классно они сделаны. Мне нравится их атмосферность, нравятся выбранные ракурсы, перспективы и композиции.
река альпинист Алтай river climber Altai

  • Представление о фототехнике того времени позволяет восторгаться мастерством фотографа и оператора. У них не было никакой возможности просмотреть снимки во время съемки, пленка имела ограниченный запас кадров, а корпус камеры, по рассказам, приходилось перевязывать ремешком — для надежности.
портрет оператор Алтай portrait operator Altai

  • Глядя на отпечатки, я в очередной раз поражаюсь фотографии как таковой, как реализованной возможности запечатлеть момент, который больше никогда не повторится.
портрет альпинист Алтай portrait alpinist Altai

  • Меня завораживает изображенная на фото природа. Могущественные горы, бурлящие реки у их подножий, высоченные деревья и спокойные озера, напитанные водами тающих ледников…
природа пейзаж Алтай nature landscape Altaiприрода пейзаж Алтай nature landscape Altai
природа пейзаж Алтай nature landscape Altai

  • При помощи фотографий я мысленно возвращаюсь в горы, в памяти всплывают воспоминания уже моих походов, меня заново будоражат пережитые ощущения.
снег восхождение Алтай snow climbing Altai
 
  • Люди, совершавшие свой личный подвиг, даже не подозревали, с каким восторгом на них будут смотреть через 30 лет...
снег восхождение Алтай snow climbing Altaiснег восхождение Алтай snow climbing Altai

  • ...ведь они смелы, суровы и в то же время веселы, вдыхают жизнь полной грудью, словом — воодушевляют.
портрет ложка Алтай portrait spoon Altai

  • Я лишаюсь дара речи, глядя на снаряжение альпинистов. Подумать только: от этой экипировки зависели их жизни, а на нее даже смотреть страшно.
палатки снаряжение Алтай tents gear Altaiботинки снаряжение Алтай shoes gear Altaiпортрет ботинок Алтай portrait shoe Altai

  • А еще я восхищаюсь тому, что могу всему этому восхищаться :)
клоун Алтай clown Altai

* * *

Да, возможно кто-то другой, глядя на эти снимки, не будет переживать те же чувства, что и я. Ведь у него совсем другие взгляды на вещи, другие интересы и жизненный опыт — всё совсем другое. Я даже допускаю, что сам через какое-то время буду ощущать что-то совершенно иное. Но сейчас они восхищают меня, а я, в свою очередь, наслаждаюсь этим восхищением.

Таким образом, отличаясь между собой и изменяясь со временем сами, мы переживаем восхищение по-разному и восхищаемся совершенно разными вещами. И если для понимания сути переживаний общепринятые определения нам мало чем помогают, можно опереться на свой личный опыт.

1 комментарий:

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...